Управление процессами в вузе

Особенности управления экономическими процессами в Вузе Д. Вместе с тем вуз - слабо изученная с точки зрения теоретического и практического менеджмента организация. В настоящее время отсутствуют единые научно обоснованные и эмпирически апробированные стандарты и методы управления в российских вузах в условиях становления рыночной экономики в России. Научное и практическое направление исследований под условным названием университетский менеджмент еще только формируется. При этом западные теории и методики университетского менеджмента, по нашему мнению, не во всем применимы, поскольку условия существования образовательной системы на западе и России разные. В зависимости от формы собственности вуза и его ведомственной принадлежности, вуз может обладать как общими характерными для вузов в целом особенностями управления экономическими процессами, так и своими уникальными, присущими только ему особенностями. Экономические процессы в вузе - это последовательность и комбинация неких действий с целью достижения некоей количественной или качественной экономической цели [4]. Все экономические процессы в вузе можно разделить на внешние клиентские, управленческие и вспомогательные.

Журнал"Консультант директора"

Формирование системы управления инновациями ВУЗа: В целях обеспечения конкурентоспособности образовательных услуг вузы должны обеспечивать соответствующие процедуры гарантии их качества, разрабатывать политику управления инновациями, стандарты образовательных программ, формировать и реализовывать стратегию постоянного улучшения качества образования рисунок 1. Рисунок 1 — Структура оценки удовлетворенности управления инновациями В работе обосновывается вывод о том, что управление инновациями в вузе должно включать: Формирование стратегии, разработка инновационной политики и целей в области качества образовательных услуг вуза — разработка целей качества образования, конкретизирующих доктрину инновационного образования и социально-педагогическое нормирование этих целей, проверки актуальности, разработка, корректировка и обновление образовательных стандартов и программ.

Планирование и постоянное улучшение деятельности вуза, обеспечивающее планирование процессов и процедур, их поддержание и постоянное улучшение [5, . Управление ресурсами, включая преподавательский состав и другие ресурсы, требуемые для обучения - обеспечение процессов жизненного цикла вуза всеми видами ресурсов:

В вузе разновидностями основных бизнес-процессов являются образовательные и обеспечение образовательного бизнес-процесса; а субъектами - вуз, для системы материального стимулирования всего персонала . данного бизнес-процесса и определении финансового результата.

Ключевой особенностью профиля является системно-ориентированный подход к обучению, практическая направленность. Получение углубленных знаний по программе достигается за счет использования активных методов обучения — групповых и индивидуальных аудиторных и самостоятельных заданий. При проведении практических занятий используются следующие основные методы: Обучение проводят высококвалифицированные преподаватели-практики и бизнес-консультанты.

Практики и стажировки, связи с предприятиями Студенты проходят производственную и преддипломную практику в организациях Санкт-Петербурга: Студенты активно участвуют в научных конференциях, проводимых в как в университете, так и в других вузах. Студенты принимают участие в университетских, городских, общероссийских конкурсах научно-исследовательских работ, занимают призовые места, получают гранты и премии. Студенты участвуют в академической мобильности и обучаются по обмену в ведущих университетах Франции, Германии, Финляндии, Болгарии, список партнеров постоянно расширяется.

Область деятельности выпускников Область профессиональной деятельности бакалавров по профилю бизнес-администрирование включает:

Факультет прикладной математики, информатики и механики

Оптовая торговля по своей экономической сути выступает как продажа товаров в пределах сферы товарного обращения, а по материальному содержанию как дополнительные производственные операции по доведению товаров от производителей до предприятий торговли. Трансформационные процессы в торговли, постоянные изменения во внешней среде коммерческих отношений и рост конкуренции на рынках сбыта обусловливают необходимость поиска принципиально новых механизмов управления бизнес-процессами, в частности коммерческими.

Предпосылками возникновения реинжиниринга как новой идеологии управления бизнес-процессами стали: По его определению, реинжиниринг — это фундаментальное переосмысление и радикальное перенаправление бизнес-процессов для достижения весомых улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность [7].

Считается, что это определение, предложенное М.

BPM – это автоматизация бизнес-процессов. и появлением нового класса программного обеспечения – BPMS . Финансовые цели.

Исходя из этого, совершенствование внутривузовских организационно-экономических отношений с целью повышения качества и эффективности деятельности вуза предполагает переход к такой модели вуза, в рамках которой возможно было бы, с одной стороны, обеспечение гибкости как ключевой характеристики его деятельности, а с другой стороны, полноценное адекватное интересам включение каждого субъекта во все элементы внутривузовских организационно-экономических отношений. Такая модель должна базироваться на совокупности следующих основных принципов: Первые три принципа достаточно подробно рассматриваются в научных работах; нашли они отражение и в нормативных документах.

Поэтому кратко поясним последние два принципа и рассмотрим, в чем выразится изменение внутривузовских организационно-экономических отношений в условиях модели вуза, базирующейся на перечисленных выше принципах, и как это отразится на конечных результатах его деятельности. Организация и управление подготовкой по специальности как организация и управление бизнес-процессом означает переход от функциональной ориентации управления вузом к процессной ориентации.

Причинами такого перехода являются, с одной стороны, неэффективность функционально ориентированной организации в условиях современного рынка, а с другой стороны, изменившиеся возможности способов и методов поддержки принятия решений, т. Каждый образовательный бизнес-процесс в качестве входа имеет абитуриентов, в качестве выхода — специалистов, а содержанием его является определенным образом организованное обучение и воспитание студентов.

Совершенствование внутривузовских организационно-экономических отношений: постановка проблемы

Стратегия развития образовательной деятельности Разработка образовательных программ нового поколения, сопряженных с профессиональными стандартами. Важнейшей компонентой стратегического развития Финансового университета является модернизация образовательного процесса. Среднее профессиональное образование сегодня фактически разделяет с высшей школой ведущее место в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы.

Развитие системы СПО Финансового университета будет обеспечено за счет изменения структуры содержания подготовки и его качественного обновления с учетом перехода на опережающее образование, цель которого - развитие личностно-профессионального потенциала специалистов и их мобильности. Сохраняя в качестве конкурентного преимущества Финансового университета стратегию ранней профилизации уже на первом уровне высшего образования , планируется усиление фундаментального характера программ бакалавриата.

Это позволит укрупнять потоки формировать поточные лекции, объединяющие студентов нескольких факультетов.

Бизнес-администрирование представляет собой совокупность знаний менеджмента, администрирование управления бизнес-процессами в организациях; обеспечение менеджмента; Риск-менеджмент; Стратегии в бизнесе экономного и эффективного использования материальных, финансовых и.

Система обеспечивает разграничение прав доступа к данным и функциям системы, защиту данных от несанкционированного доступа и непреднамеренного разрушения, безопасность данных при внештатных ситуациях. Функциональные возможности системы Реализация системы базируется на обобщенной концептуальной модели бизнес процессов вуза, включая процессы управления кадрами, материальными и финансовыми ресурсами, учебным процессом, проектами научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

Система поддерживает все бизнес процессы вуза - как основные такие, как управление учебным процессом, управление персоналом, управление финансами, управление научными исследованиями , так и вспомогательные такие, как управление организационно-административным обеспечением, управление материально-техническим обеспечением, управление академическими и студенческими службами.

Ниже приводится краткое описание основных, наиболее критичных для вуза функциональных возможностей системы. Учебный процесс Подсистема управления учебным процессом обеспечивает поддержку бизнес процессов вуза, направленных на получение студентами качественного образования. Она обеспечивает планирование и контроль учебного процесса, формирование стандартной отчетности, распределение и учет кадровых и аудиторных ресурсов.

Подсистема обеспечивает ведение договоров по оплате обучения и начисление стипендии.

Автоматизация образовательных учреждений на базе интеграционной платформы

Проблема проведения реформ во всех отраслях экономики имеет приоритетное значение в Российской Федерации. В настоящее время, когда многие предприятия переходят к новым методам работы, усиливается конкуренция, Россия стремится войти в число экономически развитых стран мира, необходимо кардинальным образом изменить существующие методы работы.

С точки зрения российских практиков и теоретиков, одним из методов проведения реформ является реинжиниринг бизнес-процессов как основа моделирования существующих и получения в конечном результате качественно новых бизнес-процессов, ведущих к кардинальным изменениям на предприятиях. В современной деловой среде любое предприятие сталкивается с серьезными финансовыми проблемами и жесткой конкуренцией со стороны как западных, так и российских товаропроизводителей.

Имея ограниченные ресурсы, предприятия должны действовать быстрее и эффективнее, совершенствовать как организационную структуру, товарные, финансовые и информационные потоки, так и технологии работы, внутренний и внешний документооборот. Переход от планового ведения хозяйства к рыночной экономике, при которой объем производства предприятия, материально-техническое снабжение и сбыт продукции не регламентируются вышестоящими организациями, требует инновационного подхода к построению и применению систем управления предприятием, а также инструментов их поддержки [7,23, 31, 83, 94, 97].

Ковалев). По сути, бизнес процессы – это движение материальных, информационных и финансовых потоков. Особым видом бизнес процессов.

Найти в словарях В современных условиях отношения вуза с окружающей средой характеризуются углубляющейся асимметрией между запросами последней и способностью вуза удовлетворять их, т. В связи с этим сегодня идет становление новой модели вузов, что является для них как минимум условием повышения качества оказываемых услуг и эффективности деятельности, а в конечном итоге - залогом сохранения статуса компетентного социального института.

В современных условиях отношения вуза с окружающей средой характеризуются углубляющейся асимметрией между запросами последней и способностью вуза удовлетворять их, т. В основе этой модели лежит концепция предпринимательского вуза, отличительная особенность которого - в его гибкости, активной, инновационной политике, сориентированной на упреждающие действия на рынке [3]. Становление новой модели вуза, очевидно, предполагает целенаправленное преобразование всей системы экономических отношений вуза с тем, чтобы они могли обеспечивать гибкость его деятельности.

В Концепции модернизации российского образования формирование эффективных экономических отношений в образовании выделено в числе приоритетов образовательной политики РФ [9]. При этом, на наш взгляд, особую роль играет преобразование внутривузовских организационно-экономических отношений. Прежде чем изложить сущность предлагаемого метода совершенствования этих отношений, ориентированного на решение задачи придания гибкости деятельности вуза, кратко охарактеризуем содержание, элементы и структуру внутривузовских организационно-экономических отношений.

При выделении внутривузовских организационно-экономических отношений нами использован методологический подход к классификации экономических отношений по критерию характера воздействия тех или иных факторов на функционирование и развитие экономической системы [10, с. В качестве таких факторов выступают, во-первых, техника и технология, во-вторых, характер присвоения экономических ресурсов и результатов производства, или отношения собственности, и, в-третьих, организация и управление.

В соответствии с этим различают технико-экономические, социально-экономические и организационно-экономические отношения. Совокупность экономических отношений вуза, выделенных по рассматриваемому критерию, представлена на рис. Совокупность экономических отношений вуза Внутривузовские организационно-экономические отношения на основании данного подхода определены нами как отношения, возникающие в процессе оказания вузом образовательных и исследовательских услуг и определяющие зависимость деятельности и развития вуза от его институтов, организации и управления.

Применение средств имитационного моделирования в системе стратегического управления вузом

Подготовка квалифицированного инженера невозможна без широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности университета — обучение, проведение научных исследований, управление различными сферами деятельности. Данные задачи позволяет решать интегрированная корпоративная информационная система управления университетом, охватывающая все бизнес-процессы.

Описаны основные критерии, технологические платформы, архитектура и возможности интеграции. Приведены функциональные модули КИСУ и их функциональность 1. При этом сами ИТ-решения так вплетены в основные деловые процессы вуза, что персонал и студенты уже не могут обходиться без сервисов, предоставляемых информационной средой. В соответствии с направлениями деятельности вуза в информационной сети вуза можно выделить основные компоненты системы:

В отечественной науке исследование бизнес-процессов вызвано Статистической базой исследования является экономическая и финансовая отчетность документами; организацию процессов информационного обеспечения. в ВУЗах при изучении курсов «Менеджмент», «Экономика организаций.

Зарплата и карьера Зарплата на Профессия подходит тем, кого интересует информатика см. В настоящее время на рынке информационных технологий в России и во всем мире большим спросом пользуются интегрированные системы управления. Современный рынок постоянно повышает требования к управлению предприятием. Руководителям приходится искать новые решения и подходы к организации бизнеса, увеличивать производительность, сокращая время на принятие решений.

Автоматизации отдельной области, например управления производством или бухгалтерского учета, уже не достаточно.

Бизнес-процессы: основные понятия

Методология функционального моделирования 0: Материал и методы исследования. Совершенствование процессов организации [5] производства на новом технологическом уровне вызывает необходимость применения новых информационных технологий и существенного изменения как технологических, так и традиционных бизнес-процессов, необходимых для организации круглосуточно работающих в автоматическом режиме электронных предприятий, на основе использования сети Интернет.

Причем управление технологическими процессами и всем предприятием ведется через корпоративный портал, представляющий собой:

процессов технологического обеспечения добычи нефти. 3. Процессы и материальных, финансовых и информационных потоков, в результате Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: Банки и.

От стратегии к действию: Под рыночной устойчивостью понимается наличие у организации инновационного потенциала устойчивого развития и его эффективное использование для нейтрализации внешних угроз и инициируемых рыночным окружением факторов дестабилизации [5]. В связи с этим актуальной становится проблема диагностики рыночной устойчивости высшего учебного заведения, которая направлена на определение устойчивости объекта диагностирования, причин изменения устойчивости в условиях действия возмущающих воздействий внешней и внутренней среды.

Нам представляется весьма плодотворной идея использования в целях диагностики рыночной устойчивости сбалансированной системы показателей ССП , которая в последние годы признана одним из наиболее эффективных инструментов стратегического управления организацией [4]. Традиционно ССП, рассматривают как оценочную систему для анализа результатов деятельности организации.

В настоящее время сбалансированная система показателей нашла применение в высшей школе [3]. При этом разработчики ССП для вузов предлагают различные варианты адаптации к специфике высшего профессионального образования [6, 7].

Лекция 6: Бизнес-процессы

Узнай, как дерьмо в"мозгах" мешает тебе эффективнее зарабатывать, и что можно сделать, чтобы очиститься от него полностью. Нажми тут чтобы прочитать!